С Днем города, любимый Донецк!
Принято считать, что наш город – это город шахтеров. Да, шахт в Донбассе было немерено. До революции крестьяне бежали сюда на заработки в угольные копальни и Минуглепром УССР действовал именно в Донецке.
Но открою небольшой секрет города: городом он стал благодаря металлургическому заводу. И сейчас, в 21 веке, пережив эпоху угольных шахт, кормится и живет за счет металла.
Из истории города:
Самое первое название наш город получил от имени Великобритании, уэльского инженера-металлурга Джона Юза, построившего здесь, в Александровской степи, металлургический завод.
Что же такое Александровская степь? Ответ находим в сборнике статистических сведений по Екатеринославской губернии: "Еще в 1837 г. профессор парижской горной школы Ле-Плэ упоминает о месторождении села Александровского, Бахмутского уезда, как об одном из самых замечательных относительно мощности (до 7 фут.) и чистоты каменноугольных слоев… В 1842 г. все подземные богатства с. Александровки взяты были в 30-летние арендное содержание быв. наместником кн. Воронцовым". … Вскоре после этого богатую углем землю с.Александровки перекупил кн. П.И.Ливен, его имение, в свою очередь взяло в аренду "Новороссийское общество" Джона Юза. Местные старожилы рассказывали нам, что в 1856 г. на месте нынешнего кирпичного завода Юза стоял ливенский овечий хутор из двух хат и овчарни; кругом же, на сколько хватал глаз, была голая степь. Мимо хутора пролегала дорога из Александровки в д.Григорьевку… Вот эту-то Александровскую степь и избрал Юз для постройки завода".
Джон Юз родился в 1914г. в Южном Уэльсе. Будучи способным и изобретательным, с большими амбициями, он довольно быстро начал своё дело. К 1860г. он стал членом Правления Директоров Мильвильской Инженерной Компании, а позже сам возглавил Компанию. В Мильвиле Юз изобрёл новую удачную установку для тяжёлых морских пушек, которые использовались на первых броненосцах. Она была названа в его честь "Hughes Stringer". Специальное вооружение новых военных кораблей состояло из бронированных железом установок для щитов на корпусах деревянных судов. Адмиралтейство искало самые лучшие материалы для своих кораблей и на протяжении этого периода проводило испытания на различных верфях, чтобы узнать какие фирмы среди Британских и Французских мануфактур, производящих оружейную броню и оружие, лучше. Испытания в Портсмуте 23 марта 1864г. показали, что железные щиты, производившиеся в Мильвильской мануфактуре Джона Юза, были значительно лучше, чем остальные. Репутация Юза и его работ на оружейных мануфактурах распространилась очень широко. Воспользовавшись этим, Юз проявил инициативу и завязал контакты с Россией.
Русское Правительство еще раньше провело геологические исследования Донецкого бассейна, которые показали, что регион обладает богатыми залежами угля и железной руды. Были предприняты различные попытки установить там печи, но при отсутствии необходимых технических средств они провалились. В 1866г. правительство снова предприняло попытку, используя несколько иной метод. Оно предоставило пять концессий русским и британским бизнесменам для попытки разработать металлургические ресурсы региона и таким образом уменьшить зависимость своей страны от импорта рельсов из-за границы. Ни одна из этих концессий не была реализована. Одна из них была выдана русскому князю С. Кочубею для создания фабрики по производству рельсов в регионе, но он продал свои права на концессию Джону Юзу. К тому времени Юз уже посетил Россию и съездил в Донецкий бассейн, чтобы выяснить для себя возможности региона. Он был удовлетворён тем, что увидел и заключил договор с Русским Правительством о создании "Ново-Российского общества каменноугольного, железного, стального и рельсового производства" для развития горной и металлургической промышленности, а также для строительства железнодорожной ветки. Соглашение было подписано царём 16 апреля 1869г. Хьюз получил право на строительство железной дороги от Харьковско-Азовской линии до определённых шахт и заводов поблизости.
Богатая угольными запасами эта земля была известна давно и, конечно, она разрабатывалась, но очень примитивным способом местными крестьянами. За очень короткое время он создал Компанию с капиталом 300 тыс. фунтов стерлингов и в конце лета 1869г. совершил решительный поворот в развитии Донецкого каменноугольного бассейна. Предприимчивость и энергичность, умение стратегически мыслить, коммерческая подготовка, дали возможность Юзу с успехом совершить, то перед чем останавливались и усилия правительства, и попытки частных предпринимателей - основать одно из колоссальнейших в мире металлургических предприятий.
Дж. Юз построил свой первый дом фактически в поместье помещицы Смоляниновой. Здесь он построил кузницу и начал планировать строительство металлургического производства. Это оказалось очень сложно т.к. все материалы и оборудование нужно было привозить из Британии. Трудности заключались и в том, что необходимые машины были тяжёлыми и громоздкими, а ближайший порт, находился в Таганроге за 60 миль. Единственно возможным транспортом был тот, которым пользовались чумаки - волы. Из-за большого веса нового печного оборудования колёса запряжённых волами возов во время сезона дождей увязали на грязных дорогах.
Работы на первой доменной печи начались почти сразу же. Первая домна металлургического завода задымилась 24 января 1872 года. Одновременно была сооружена линия Екатерининской железной дороги, соединившая Криворожский рудный район с Донецким угольным бассейном. Юзовский завод получил доступ к рудным месторождениям. Производительность завода составляла около 150 тонн металла в неделю, и 8 тонн железных рельсов прокатывалось каждый год. На производстве было занято около 2 тыс. человек. Ново-Российская компания стала одной из крупных компаний в России и была известна как Юзовский завод. Название завода было сокращено до Юзово или Юзовка. Оно стало первым названием будущего областного центра.
Дж. Юз и его семья жили в большом доме, который стоял на их собственной земле недалеко от завода и от домов других рабочих. Выглядело это так, как будто эти новые люди являлись новыми владельцами поместья, подобного замку, и наблюдали за рабочими, точно так же, как владельцы поместий в средние века. Действительно, в некоторых отношениях Юз был более похож на знатного средневекового барона, чем его южноуэльсские собратья. Его правила были деспотичными, и казалось, что он не мог быть до конца предан никому. Эта ситуация усугублялась тем фактом, что Юзовку Российское Правительство не желало официально признать городом. Соответственно в нём не было ничего подобного городскому Совету, который мог бы осуществлять всеобщий контроль. Всё лежало на плечах Юза.
Служащие Новороссийской компании. 1919г. |
Директор завода Адам Свицин. 1917г. |
Дж. Юз был типичным предпринимателем своего времени. Он успешно преодолел многие трудности. Благодаря его кредитам Юзовка, не смотря ни на что, обладала большими возможностями, чем средний город такого же типа в это же время. Некоторые из этих возможностей развились естественным путём, другие были созданы непосредственно Юзом. Город был хорошо снабжён магазинами, имелся процветающий воскресный рынок, где люди мог ли купить вещи по ценам, которые были не выше, чем в Харькове. Имелись таверны и немецкие пивнушки. Юз создал в городе полицейское Управление. Оно было открыто по его приказу и полностью находилось на обеспечении Компании. Юз следил за тем, чтобы в городе был хотя бы один приличный отель для посещения предпринимателями, занимавшимися продажей произведённого железа, стали и угля. Отель находился в лучшей части города и назывался "Отель Грэйт Бритн" ("Великобритания"). В Юзовке действовало почтовое отделение. Сам Дж. Юз в этот период снабжал школы для русских и английских детей, и, как было принято в это время, дети платили за обучение. В 1886г. была открыта большая каменная церковь. После смерти Юза в 1899г. Ново-Российское общество успешно действовало вплоть до революции 1917г., когда все его предприятия были постепенно национализированы.
Первая линия в Юзовке. 1890г. |
В мае-июне 1917г. разросшийся вокруг завода промышленный поселок Юзовка получил статус города. До этого в поселке Юзовка, входившем в Бахмутский уезд Екатеринославской губернии, не было выборных органов самоуправления. С получением статуса города прошли выборы гласных в городскую Думу, исполнительным органом которой стала Юзовская Городская управа. Городским головой был избран Семен Львович Иейте, с декабря 1917г. - Иван Васильевич Бартагов, товарищем городского головы (заместителем) - Константин Андреевич Косенко, секретарем - Петр Андреевич Рунгис, казначеем - Григорий Самойлович Левитан, зав.народным образованием – Белостоцкий Я.Ш. 22 декабря 1917г. членам управы поручено по отделам разработать доклады и приготовить материалы по вопросам жизни Городского самоуправления к предстоящему съезду самоуправлений Украины.
Управа включала 7 отделов: общей канцелярии; продовольственного; санитарно-медицинского и общественного призрения; оценочно-статистического и финансового; народного образования; охраны труда и общественной безопасности; технического и хозяйственного. Все функции по управлению Юзовкой - благоустройство города, городской торговлей, здравоохранением, образованием – были переданы Ново-Российским обществом Городской управе.
Первой и самой большой проблемой стала проблема финансирования и налогообложения. Городская управа не раз обращалась за помощью в Бахмутскую уездную управу и уездное земство.
22 сентября 1917г. состоялось совещание гласных Юзовской Городской Думы с участием представителей Русско-Азиатского и Азово-Донского коммерческого банков об "изыскании средств" для неотложных текущих расходов управы. Было постановлено возбудить ходатайство перед Обществом Взаимного кредита об открытии специального счета под векселя гласных Думы на 50 тыс. рублей. В декабре 1918г. снова возникли проблемы с финансами, и Управа просит правительство Центральной Рады выдать заем в размере 500 тыс. рублей сроком на 9 месяцев.
В 1917г. с целью организации налогообложения была проведена перепись населения, промышленных предприятий, торговых заведений, арендаторов и домовладельцев. Согласно переписи в Юзовке проживало более 57 тыс. человек, из них 29 тыс. мужчин и около 28 тыс. женщин.
В списке доходов и расходов Юзовской городской управы за 1917г. самой крупной статьей дохода значились налоги с завода Ново-Российского общества – 250 тыс. рублей, затем налоги с каменноугольных шахт, с торгово-промышленных предприятий, с жилых домов, предпринимателей. Распределялись средства городского бюджета таким образом: на содержание милиции выделялось 250 тыс. рублей; образование - 150 тыс. рублей; содержание городской управы и служащих – 125 тыс. рублей; ремонт мостовых - 25 тыс. рублей и др.
В списке доходов и расходов Юзовской городской управы за 1917г. самой крупной статьей дохода значились налоги с завода Ново-Российского общества – 250 тыс. рублей, затем налоги с каменноугольных шахт, с торгово-промышленных предприятий, с жилых домов, предпринимателей. Распределялись средства городского бюджета таким образом: на содержание милиции выделялось 250 тыс. рублей; образование - 150 тыс. рублей; содержание городской управы и служащих – 125 тыс. рублей; ремонт мостовых - 25 тыс. рублей и др.
Формирование городского самоуправления началось в сложный период политического и экономического кризиса в стране. В конце 1918г. территорию Екатеринославской губернии заняли войска Добровольческой армии Деникина, в 1919г. - войска германских интервентов, в 1920г. – отряды Красной Армии.
На протяжении 1917-1932гг. на территории бывших Екатеринославской, Харьковской губерниях, Области Войска Донского формировались границы будущего промышленного региона. Сначала возникла Донецко-Криворожская республика, затем была образована Донецкая губерния и, наконец, область. Центр не был четко определен. Юзовка (с 1924г. Сталино) конкурировала с Бахмутом (Артемовском), Луганском и даже с Новой Горловкой и лишь в 1932г. был сделан окончательный выбор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий